Горжусь профессией своей За то , что душу человека согреваю, за то, что я могу понять детей. И детство вместе с ними проживаю.

 

 

ТЕСТ ТУЛУЗ ПЬЕРОНА

Стимульный материал: специальные бланки ответов.

Цели исследования:

- развитость произвольного внимания;

- скорость переработки информации;

- способность к произвольной концентрации.

Инструкция:
Слева, в верхней части бланка ответов нарисованы квадратики-образцы. С ними надо будет сравнивать все остальные квадратики в бланке
    Строчка под образцами (без номера) – тренировочная. На ней ты сейчас попробуешь, как надо выполнять задание.
    Необходимо последовательно сравнивать каждый квадратик тренировочной строчки с образцами.
    В том случае, если квадратик тренировочной строчки совпадает с каким-либо из образцов, его следует зачеркнуть одной вертикальной черточкой(I). Если точно такого квадратика как образец нет, то его следует подчеркнуть внизу (-).
    (Инструкция сопровождается показом взрослого).
    Сейчас ты будешь последовательно обрабатывать квадратики в каждой строчке, зачеркивая совпадающие с образцом и подчеркивая несовпадающие.
    Нельзя: 
   1) Сначала вычеркивать все совпадающие с образцами квадратики, а потом подчеркивать оставшиеся. 
   2) Ограничиться только вычеркиванием квадратиков. 
   3) Подчеркивать сплошной чертой, если подряд встречаются несовпадающие с образцами квадратики. 
   4) Выполнять инструкцию наоборот.
    Процедура проведения:
    После полного усвоения ребенком инструкции и правильного выполнения задания на тренировочной строке, переходят к непосредственному выполнению теста. 
    Ребенок поочередно выполняет задание на 10 строчках. Время выполнения – 1 минута на каждую строку. Взрослый только фиксирует время, но не вмешивается в ход работы.
    Обработка результатов:
    Подсчитывается количество просмотренных ребенком знаков и количество ошибок в каждой строке. Скорость интеллектуальной деятельности и точность выполнения высчитывается по следующим формулам:
где V –скорость переработки информации, Σ – сумма строк, n – число рабочих строк, x – количество обработанных знаков в строке. k – показатель концентрации внимания; V – скорость переработки информации; а – среднее количество ошибок в строке; y – количество ошибок в строке.
   Полученные результаты сравниваются с нормативными показателями (см. таблицу). 
 
Возрастные нормативы скорости выполнения теста Тулуз-Пьерона
 
Возрастные нормативы точности выполнения теста Тулуз-Пьерона
 
КАЧЕСТВЕННЫЙ И КОЛИЧЕСТВЕННЫЙ АНАЛИЗ
 
   1.1. Утомляемость –
   1.2. врабатываемость, а также 
   1.3. цикличность в колебаниях внимания хорошо прослеживаются по падению или нарастанию кол-во обработанных знаков в строчке или по динамике ошибок. При желании они могут быть оценены и количественно, посредством сравнения скорости и точности обработки первых двух строчек с соответствующими показателями по двум последним строчкам (как это обычно делается в корректурных пробах)
   1.4. Путем наблюдения можно выявить детей с недостатком оперативной памяти путем наблюдения: эти дети выделяются тем, что постоянно смотрят на доску, либо сверяются с образцом на бланках.
   Точность выполнения теста прежде всего связана с концентрацией внимания, однако может зависеть и от следующих характеристик: 
   Переключения внимания 
   Объем внимания 
   Оперативная память 
   Визуальное мышление 
   Личностные особенности (исполнительность, ответственность, тревожность или, напротив, беспечность, рсслабленность).
   1.5 Несистематичность ошибок, когда невозможно обнаружить какую-либо закономерность, в соответствии с которой происходит значительное отклонение от инструкции, свидетельствует о нарушении концентрации внимания.
Можно выделить ряд систематических ошибок.
   1.6. Преобладание ошибок в начале и в конце строки свидетельствует о нарушении концентрации внимания.
   1.7. Ошибки «запаздывания» в переключении движения, когда как бы на один шаг сдвигается, продлевается предыдущая операция свидетельствует о нарушении концентрации внимания.
   1.8. Если ошибки возрастают пропорционально расстоянию от образцов, т.е. по мере продвижения вправо и вниз на ответном бланке, то нарушены объемные характеристики внимания, сужено поле внимания.
   1.9. Выпадение (т.е. кол-во квадратиков- образцов уменьшается) или подмена образцов (т.е вычеркиваются сходные с образцами квадраты, имеющие зеркальную право-левую ориентацию) типичны при ослабленной оперативной памяти. 
   1.10. Ошибки, связанные с одновременным вычеркиванием квадратиков, как соответствующим образцам, так и тех, которые им зеркальны или симметричны относительно вертикальной оси, свидетельствуют о недостатках визуального мышления (прежде всего, визуального анализа).