Цель:
• Индивидуализация образования (в т. ч. поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
• Оптимизация работы с группой детей.
Требования к условиям:
- При необходимости используется психологическая диагностика развития детей, которую проводят квалифицированные специалисты (педагоги-психологи).
- Участие ребенка в психологической диагностике допускается только с согласия его родителей (законных представителей).
- Результаты психологической диагностики могут использоваться для решения задач психологического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития детей [Ст.3.2 п.3 ФГОС ДО].
Психологическая диагностика воспитанников предполагает, что педагог-психолог:
- проводит психологическую диагностику, используя современные образовательные технологии включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы;
- проводит регулярные скрининговые обследования (мониторинг) с целью анализа динамики психического развития детей, определяет лиц, нуждающихся в психологической помощи;
- составляет психолого-педагогические заключения по результатам диагностического обследования с целью ориентации педагогов, администрации образовательных организаций и родителей (законных представителей) в проблемах личностного и социального развития воспитанников;
- определяет степень нарушений в психическом, личностном и социальном развитии обучающихся, участвует в работе психолого-медико-педагогических консилиумов;
- проводит изучение интересов, склонностей, способностей детей, предпосылок одаренности.
Диагностика готовности к школе:
Предъявляемые детям задания исследуют, с одной стороны, уровень их умственного развития, а с другой стороны, они позволяют педагогу судить об уровне развития у учащихся предпосылок учебной деятельности:
умения:
- самостоятельно проанализировать образец и действовать по образцу,
- осуществлять самоконтроль в процессе перцептивно-моторной деятельности,
- довести начатое дело до конца, вовремя прекратить выполнение действия,
- переключиться на выполнение другого задания.
К предпосылкам учебной деятельности может быть отнесена также:
- операция звукового анализа, т.е. умение последовательно выделять звуки в слове,
- сформированное зрительно-пространственное восприятие
- развитая продуктивная деятельность, которая изучается при рисовании детьми заданных изображений: дома, дерева и человека.
Диагностика познавательной сферы
Диагностика познавательной сферы у детей дошкольного возраста проводится с использованием комплекта материалов для педагогов-психологов детских дошкольных образовательных учреждений "Экспресс-диагностика в детском саду" Н. Павловой, Л.Руденко.
Для диагностики используются классические методики, позволяющие выявить уровень интеллектуального развития, произвольности, особенности личностной сферы. Материалы структурированы по возрастам:
3-4 года (вторая младшая группа),
4-5 лет (средняя группа),
5-6лет (старшая группа),
6-7 лет (подготовительная к школе группа).
Диагностика проводится индивидуально с каждым ребенком. Вначале проводится беседа-знакомство, позволяющая ребенку адаптироваться в новых условиях, а взрослому — установить с ним контакт.
После предварительной беседы, когда контакт с ребенком установлен, осуществляется диагностика с использованием субтестов. Ребенок выполняет ряд заданий, а психолог в это время ведет протокол диагностического обследования, в котором фиксируются результаты выполнения заданий, действия и высказывания ребенка, делаются пометки для планирования последующей развивающей работы.
Анализ полученных результатов позволит увидеть уровень развития психических процессов детей.
Диагностика состояния эмоционально-личностной сферы включает оценку
- тревожности,
- самооценки,
- произвольной регуляции поведения,
- мотивационной сферы.
Особенности развития эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста выявляются в помощью метода наблюдения, а также различных диагностических методик.
Регулярные наблюдения за детьми в естественных ситуациях - в группе, на прогулке, во время прихода в детский сад и ухода из него, позволяют достаточно объективно оценить эмоциональное состояние ребенка в условиях детского сада при взаимодействии с воспитателями, родителями и со сверстниками, в процессе организации деятельности и отдельных режимных моментах.
Более углубленная диагностика по результатам наблюдения или по запросу педагогов, родителей проводится с использованием тех или иных, подходящих в конкретном случае, диагностических методик.